spieler2000 (spieler2000) wrote,
spieler2000
spieler2000

Categories:

Политика и религия в Израиле

В Израиле осенью пройдут новые выборы. Одна из причин срыва коалиционных переговоров - конфликт между "религиозными" и "светскими". Авигдор Либерман отказался вступить в правительство, которое, по его словам, прокладывает путь к "государству галахи"...
Израиль как государство был построен прежде всего руками совершенно светских сионистов-социалистов. С самого начала ортодоксальные иудеи были в меньшинстве, а многие харедимные общины яро сопротивлялись сионистскому проекту. Сейчас ортодоксов стало больше, с государством почти все направления примирились, а партии, которые представляют интересы этой части общества получают все большую значимость в политике страны. Статус кво меняется - светские жители Израиля переживают за то, что их фактически "вынуждают" слушаться раввинов и жить по галахе - в целом ряде областей жизни влияние т.н. "партии харедим" ощутимо растёт.
Если вернуться немного назад, то ещё рав Кук выделял особую роль светских нерелигиозных евреев в планах Всевышнего по воссозданию государства. В этом парадокс из разряда "и последние станут первыми" - тем кто молится, учит Тору, выполняет заповеди - Всевышний предпочел светских сионистов, для многих из которых религия - пережиток средневековья. И именно через этих людей исполнил заветную мечту евреев - возвращение на родную землю. Какой урок Он хочет нам дать поступая так? Лично я считаю, что Он показывает, что религия в своём старом смысле действительно остается в прошлом. Подготовка к Освобождению (Геуле) создаст совсем другой тип взаимоотношений с небесным Отцом, чем мы привыкли видеть в традиционных религиях, в т. ч. в фарисейском иудаизме. Речь о Новом Завете (Иеремия 31:31-34).
Если вернуться еще немного назад, можно вспомнить что "религия" в нашем современном её понимании сформировалась в первые века нашей эры. Еврейское общество времён Храма было религиозно разнообразно. Если почитать Флавия, мы видим конкурентное сосуществование нескольких религиозных "партий" в Иудее первого века - фарисеев, ессеев, саддукеев... Религия ещё не была "изобретена" и была частью политики. Фарисейский иудаизм как религия оформился во втором-третьем веке н. э. примерно в одно время с христианством - другой ветвью того же корня (Израиля). Создав "иудаизм", фарисеи свою "галаху" назвали законом (устной) Торы, подменив по сути заповедь Божию, заповедью человеческой, хотя каждый непредвзятый читатель талмудических текстов легко может увидеть полемичность и широту трактовок в рамках даже фарисейства тех времён. Понятие "минхаг" - "обычай" разделяло галахи ашкеназскую, сефардскую и мизрахим (восточных евреев).
В этом смысле сложно понять, как в стране, где нет доминирования ашкеназов, можно ввести галутно-ашкеназское галахическое правило. Ведь даже среди ашкеназов к 20-му веку роль галахи сильно упала, в том числе благодаря хасидизму - обновленческому движению внутри ашкеназского еврейства, где мистика каббалы и чудотворение играли большую роль. Поэтому опасения светских в этом смысле преувеличены. Представляется, что галутная форма фарисейского извода еврейской веры была нужна конкретно для того, чтобы с помощью жестких правил и обрядов оградить еврейский народ от смешения с другими народами. Прогнозирую, что по мере развития государства Израиль, галутное мышление будет все больше смягчаться и галаха перейдет в разряд "культуры и народных обычаев".
Однако, есть другая сторона вопроса. Факт в том, что все более широкие слои израильского общества со временем обращаются к Всевышнему. Сегодня в Израиле Суббота - официальный выходной, всё более широкие слои общества соблюдают в той или иной мере кашрут, проводят пасхальный седер, постятся в День Отпущения... Даже среди "светских" - большинство верующие, просто они не живут по галахе. Иудейская религия обновляется, смягчается в новых более благоприятных обстоятельствах (см. пророчество Иисуса о приближении лета Господня Мф. 24:32).
Хотелось бы, чтобы Закон Всевышнего, Его Тора, стал основой израильского права. Не обряд фарисеев, а Закон Божий. Всевышнему не нужно следить, правильно ли мы завязываем шнурки в Субботу, но Всевышнему нужно, чтобы люди научились любить ближнего как самого себя... Заповеди о Субботе, о чистой пище, о праздниках Господних могут исполняться сегодня разными общинами по-разному. А фарисейский галахический иудаизм был полезен лишь в ситуации галута, благодаря галахе народ сохранялся во враждебном окружении, когда не было Храма, когда не было пророков.
Есть известный талмудический рассказ о том, что мнение мудреца, даже подтвержденное Гласом Свыше (Бат коль) не принимается если большинство мудрецов против... Это образ безбожного человечества. Угодное Всевышнему общество построено иначе - не на "демократических началах" (не следуй за большинством на зло!), но на добровольном подчинении Всевышнему и Пророкам, которых Он призывает. Пророк всегда в меньшинстве, но его не надо убивать или "демократически" одолевать - в пророках суть живой связи общества с Творцом. Когда еврейство оживёт и начнет слушать пророков - оно перестанет слушать фарисеев. Учить вере Израиль будут левиты, приносить жертвы в Храме - коэны, служить по обету - "назореи"...
Ученый фарисей не тот тип лидера, который нужен сегодня Израилю. Не на пустом месте возник хасидизм. Образ цадика-праведника в хасидизме гораздо ближе к понятию пророка, чем образ кабинетного ученого. Более того, настоящий Цадик готов спасать своих учеников и сойти за ними даже в ад, чтобы, подобно раби Нахману, "за пейсы вытащить своих последователей из Шеола"...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments